Российский зерновой союз: Закрепиться на мировом рынке продовольствия без поддержки государства невозможно

Фильтры

Регион

Новости

Российский зерновой союз: Закрепиться на мировом рынке продовольствия без поддержки государства невозможно



08.04.2010, Москва 08:04:06 Выйти и закрепиться на мировом рынке продовольствия, где российских поставщиков ждут мощные финансовые, административные и технические барьеры, без активной поддержки государства невозможно. Такая позиция приводится в концепции развития рынка зерна России на среднесрочную перспективу, подготовленной Российским зерновым союзом (РЗС).

Отмечается, что за последние годы Россия вошла в группу ведущих мировых экспортеров пшеницы и муки, однако эти результаты были достигнуты бизнесом практически без поддержки со стороны государства. "Россия получила уникальный шанс для привлечения инвестиций, расширения своего присутствия и увеличения влияния на мировом рынке и, как результат, создания стимулов для расширения масштабов производства и ввода в оборот дополнительных посевных площадей, но реализация этих потенциальных возможностей требует ясной и последовательной политики государства во взаимоотношениях с бизнесом, активной работы госструктур по продвижению продукции сельского хозяйства на внешних рынках и развитию экспортной инфраструктуры", - говорится в концепции.

В РЗС предлагают систему мер по стимулированию экспорта. В частности, предусматривается использование политического ресурса государства: включение в межправительственные переговоры вопросов по доступу российских компаний к рынкам сбыта зерна и продуктов его переработки исходя из условия сбалансированности взаимной торговли агропродовольственной продукцией, расширение возможностей прямых поставок в рамках программ ООН и гуманитарной помощи, активная поддержка и продвижение российской агропродукции на внешние рынки торгпредствами и системой МИД, создание и продвижение "зонтичных" брендов пищевой продукции, предоставление странам-покупателям связанных кредитов на закупку зерна и продуктов его переработки.

Предлагается также расширить масштабы использования программ государственной поддержки промышленной продукции для производства на экспорт муки, включая выделение субсидированных кредитов, предоставление государственных гарантий и страховок. В РЗС считают необходимым и переход на заявительный характер возмещения экспортного НДС, так как сегодня реальные сроки возмещения экспортного НДС достигают 6-12 месяцев, вместо декларированных государством трех месяцев.

Потребуется и субсидирование экспорта зерна и продуктов его переработки. "Субсидирование экспорта является очень эффективной и сравнительно малозатратной для государства мерой поддержки. Им активно пользуются 35 стран-членов ВТО, а ЕС имеет право субсидировать экспорт до 14,4 млн т пшеницы и направлять на эти цели до 1,29 млрд евро", - подчеркивается в документе. Необходимо отметить, что хотя получателем субсидий будут выступать компании-экспортеры, их предоставление обеспечит рост конкуренции, изъятие значительных объемов зерна с рынка, поддержку закупочных цен и, соответственно, доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Важнейшим ограничителем возможности экспорта называется неразвитость инфраструктуры, которая ведет к монополизму со стороны организаций, оказывающих услуги экспортерам, необоснованно высоким инфраструктурным издержкам. Это не позволяет поддерживать закупочные цены на должном уровне. Ощущается нехватка современных высокопроизводительных портовых мощностей по перевалке зерна.

Отмечается и сугубо фискальный характер системы контроля за качеством зерна при экспортных поставках, когда выдаваемые соответствующими органами документы по большей части не используются в практике международной торговли. При этом стоимость таких государственных услуг достаточно высока с точки зрения как финансовых, так и временных затрат, и должна быть радикально снижена, а государственные надзорные органы должны занимать активную позицию при возникновении необоснованных претензий по качеству и безопасности российского зерна и продуктов его переработки, считают в РЗС.

В концепции затронут и ставший крайне актуальным с середины 2009г. вопрос развития межгосударственных связей, иными словами, создание так называемого "причерноморского пула" зерновых государств - России, Казахстана, Украины. Отмечается необходимость взаимного регулирования зерновых рынков этих государств. При этом координация взаимодействия не преследует цели создания картельного соглашения, а призвана обеспечить выработку согласованных принципов предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим участникам рынка зерна; обеспечить оперативное информирование друг друга об изменениях, произошедших в области государственного регулирования зернового рынка и устранение административных и технических барьеров во взаимной торговле зерном и продуктами его переработки; распространение в торговле зерном принципов применения "наилучшей" практики; гармонизацию национальных технических регламентов, стандартов и методов оценки качества зерна, включая взаимное признание документов, удостоверяющих качество и безопасность зерна; расширение международного сотрудничества и реализацию межгосударственных проектов в части селекционной и семеноводческой деятельности, науки, образования, внедрение новых технологий, развитие инфраструктуры рынка зерна, совместные мероприятия по развитию экспортной инфраструктуры.

Особо подчеркивается, что экспорт сталкивается с рядом инфраструктурных ограничений. Например, отсутствие перевалочных мощностей на Дальнем Востоке резко ограничивает доступ на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо этого, очевидны усиление административных и технических барьеров не только со стороны стран импортеров, но и со стороны национальных надзорных органов, чрезвычайно высокий уровень транзакционных издержек, что является следствием неразвитости конкурентной среды в сфере оказания услуг компаниям-экспортерам.

Источник: rbc.ru

Также в разделе

Комментарии (0)